Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью. В честь праздника совершается всенощное бдение.
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его чад жалившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХП века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».
Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем«.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 — 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 — 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Величание Воздвижению Креста Господня
Величаем Тя, /
Живодавче Христе, /
и чтем Крест Твой Святый, /
имже нас спасл еси от работы вражия.
Тропарь Воздвижению Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным Христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь предпразднству
Животворящий Крест Твоея благости, /
Егоже даровал еси нам недостойным Господи, /
Тебе приносим в молитву, /
спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, /
Едине Человеколюбче.
Рождество Пресвятой Богородицы – не просто день рождения Матери Иисуса Христа. Это одно из событий в той цепочке, которая вывела человечество на путь спасения. Как и было задумано Богом.
Евангелия от Матфея и Луки начинают свое повествование с Рождества Христова, точнее – с событий, которые непосредственно предшествовали Рождеству. Но Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.
В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода.
Бездетность святых Иоакима и Анны даже стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей. Однажды Иоаким пришел на праздник в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле».
Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким ушел в пустыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости. Узнав о случившемся, праведная Анна тоже стала усердно молить Бога о том, чтобы стать матерью.
По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот. На этот сюжет написана икона «Встреча Иоакима и Анны».
Вскоре слова Ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя «Мария» означает «Госпожа». Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и земли. А празднество в Ее честь «почитается днем спасения всего мира» (святитель Фотий, патриарх Константинопольский, IX век).
Рождество Пресвятой Богородицы- это наш престольный праздник.
Божественную литургию в нашем храме Рождества Пресвятой Богородицы д.Лахва Пинской епархии совершили правящий архиерей Владыка Стефан и настоятели с других церквей нашего благочиния.
Пресвятая Богоматерь В мир сегодня наш пришла. Знаем мы, какой нелёгкий В жизни путь она прошла.
Будьте так же терпеливы, И несите радость в дом: Родилась Мария Дева, Ей за Сына воздаём.
Чтоб на семьи ваши также Снизошла та благодать. Будем мы теперь смиренно Рождества Христова ждать.
История установления праздника: Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.).
Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы переменилась в радость» . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».
Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в., — Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. -Стефаном Святоградским, в VII в. — св. Андреем Критским, в VIIIв. — св. Иоанном Дамаскнным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. — Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Иконография праздника: Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в до-иконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Можно привести росписи грузинских храмов: например, посвященный Богородице храм в Атени, был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий — видимо, в XI в. старые росписи были обновлены.
При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.
Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.
Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя — необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка.
На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) — ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней — повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.
Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).
Молитвословия Рождеству Пресвятой Богородицы
Тропарь предпразднству
От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.
Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Величание Рождеству Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.
Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
Кондак 1
Избранней от человеческого рода и рождшейся от неплодове, Пречистей Деве Марии составим похвалу, яко рождеством Ея начало спасения нашего бысть и пришествие в мир Избавителя возвестися. Темже радостно Ей возопиим: Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Икос 1
Ангел небесный предстояй пред Богом, послан бысть к праведным Иоакиму и Анне возвестити им радость велию, яко по неплодствии своем имут родити Дщерь Преблагословенную, от Неяже всему миру радость произыдет. Темже и мы, радости сея причастницы, похвальная песни Деве воспоем: Радуйся, в Троичном Совете Материю Сына Божия от века предъизбранная; радуйся, древними пророками с патриархи многообразне в образех и сенех прообразованная. Радуйся, вящшие пяти тысящ лет от создания мира верными Божиими рабы, яко Матерь Избавителя ожиданная; радуйся, лествицею Иаковом виденною, Божие к человеком снизшествие прообразовавшаго предуказанная. Радуйся, неопалимою купиною в пустыни Синайстей Моисеом виденною, предвозвещенная; радуйся, Чермным морем Израилю сух путь давшему, фараона же потопившему, образне преднаписанная. Радуйся, написатися нам в книзе Живота Вечнаго пособствующая; радуйся, Царствия Небеснаго невозбранный вход нам ходатайствующая. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная.
Нынешний праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть материю Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти. Да веселится же ныне вся тварь, да торжествует вся природа. Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду (Ис. 45, 8), да искапают горы сладость (Ам. 9, 13), да отрыгнут холми веселие, яко помилова Бог люди своя (Ис. 49, 13), и воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока своего (Лк. 1, 69) — пренепорочную и непричастную… (далее)
Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину — проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося пм каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная! (Лук. 1, 18); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым так и Творец — Слово Божие, соединившись…(далее)
Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо — Деву. Родилась на земле Дева — одушевленный чертог Царя небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из бесплодной воссиял Младенец — священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов — воздержание, у богатых — щедрость, у бедных — благодарность, у начальников — кротость, у царей — правосудие, у священников — преподобие, у всех справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование; то приидите — взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Псал. 94, 1). Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный дом; для Солнца правды распростерто светлое облако; одевающему небо облаками сделана основа Боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Бесплодные жены будьте…(далее)
Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: «Се — время благоприятно, се — день спасения. Отложим дела темная, и сотворим дела светлая; яко во дни благообразно да ходим» (Рим.13:11-13); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для спасения, но (говорит, что) после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, всякое время является благоприятным для этого. Потому что, как с восходом чувственного солнца, для людей настает время для телесной деятельности, — как сказал… (далее)
Что за необычайный и многолюдный праздник нынешнего светоносного и радостного дня. И какой это благостный ангел возбуждает вас к этому веселью души и песнопениям уст? К чему относится эта чрезвычайная радость, написанная на ваших лицах? Я смотрю и вижу во взоре каждого из вас выражение великой радости, которая вызвана великой вестью. Прислушиваюсь, и стены этого божественного и святого храма потрясаются от восклицаний и рукоплесканий; и при звуках сладостных песнопений и при радостном свете вижу, как Церковь преобразуется в другое, наземное небо и в небесное чиноначалие. И чем же вызвано это радостное и светлое торжество? Я понимаю причину вашей справедливой радости, усердные мои слушатели. Этому, конечно, нет другой причины, как рождение Пречистой Дщери, ради явления Которой наш развращенный род человеческий утруждал небо своими молитвами в… (далее)
Предание подробно говорит о добродетелях Богоотец Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним; ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостию, но несли тяжкий крест бездетства. Поэтому соотечественники всенародно ими пренебрегали, и даже в храме. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким еще более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство и даже столетний Авраам не был лишен этого благословения Божия. Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провел 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и оплакивая свое бесчестие в людях. Тут-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дщерию благословленною, выше всех дщерей земных. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей дитяти, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слезы твои канули пред Господом! Ты зачнешь и родишь дщерь благословле иную, выше всех дщерей земных. Ради Ее благословятся… (далее)
Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3, 9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: »блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие », то не сказал ли Господь: »Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его » (Лк. 11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из… (далее)
Всемирная радость от праведных Иоакима и Анны возсия нам, всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховне стихира предпразд. служба). Прежде чем начать мое убогое слово о рождестве Матери Бога Слова, молю сие Предвечное Слово дать мне разум прославить по силам моим, а вернее по благодати Божией, настоящий великий христианский праздник, Рождества Пресвятыя Девы Марии, предназначенной от Творца веков быть Матерью Сына Божия по плоти. Сопоставляю в мысли моей двух дев: первозданную деву Еву, когда она еще не познала общения, и настоящую Пречистую Деву и Приснодеву Богородицу Марию. Первая дева сделалась вольною причиною всероднаго греха, проклятия и смерти и всех бед, которым мы доныне подвергаемся и от которых ужасно страдаем; вторая — по Боге стала… (далее)
Всякий праздник Божией Матери — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля — наша родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная. Когда мы от Бога получаем милость, ликует наше сердце. Но иногда делается тоскливо: чем, чем воздать за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью, такой широкой, что Она сумела… (далее)
Ныне мы празднуем Рождество Божией Матери… Родители Ее Иоаким и Анна были людьми праведными и богобоязненными. Они были знатного происхождения, ибо происходили из дома Давидова. Хотя они были и благочестивы, тем не менее они были очень несчастны, потому что не имели детей. Как вам известно, это бесчадие считалось великим пороком в народе иудейском у иудейских супругов. И вот дожили до глубокой старости эти благочестивые, ни в чем не повинные родители; они усердно молились Святому Духу, чтобы Господь даровал им детище. Когда однажды святой Иоаким пожелал принести жертву на алтарь, то первосвященник отказал ему… (далее)
1969 лет назад у престарелых и дотоле бездетных Иокима и Анны родилась маленькая дочь Мария. Это стало известным разве только соседям, ибо рождение ребенка – самое заурядное явление. В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась Та, которая стала благословенной в женах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего. В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь и проповедь Божественного Сына Ее. В тишине и полной безопасности протекала святая жизнь великих отшельников Африканской и Палестинской пустынь и непроходимых лесов дальнего севера России. Неведомые миру, в глубокой тишине приближались… (далее)
Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение — 7-е апреля,
Успение — 28-е августа, Рождество — 21-е сентября, Покров — 14-го октября,
Введение во храм — 4-е декабря.
ЖИТИЕ, ЧУДЕСА,
ЯВЛЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В тридцатых годах отошел ко Господу православный отрок. Во время отпевания он внезапно приподнялся в гробу и безутешно заплакал. Успокоившись, мальчик поведал, что ему была показана преисподняя. Ужас этого места невыразим человеческими словами. Потом он увидел Пречистую Матерь Божию, молящуюся за обитателей геенны и за мир, во зле лежащий. Лицо Ее, блиставшее дивной красотой, было измученное, слезы градом катились по нему. Взглянув на отрока, Она сказала: «Ты не останешься здесь, ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они измучили Меня грехами своими: Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю… Пускай они пожалеют Меня!».
Земная жизнь Божией Матери
На основании Священного Писания и церковного предания
Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником Он, по преданию, написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.
Рождество Пресвятой Девы Марии. Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны своим смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание), — если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. В то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, потому что по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски “Госпожа, Надежда.”
Введение во храм. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.
Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются “братьями” Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: “Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати) — Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.” Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.” Мария в недоумении спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.” Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему.” И Архангел Гавриил отошел от Нее.
Посещение Праведной Елизаветы. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.
Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя “Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их.”
Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына — Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с рождеством Христовым в Вифлееме, потом — обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась “обрести благодать у Бога.”
Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво — “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой.” Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте.” Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Божией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего “уверовали в Него ученики Его” (Иоан. 2:11.).
В дальнейших повествованиях Евангелие изображает нам Божию Матерь, находящуюся в постоянной тревоге за Своего Сына, следовавшую за Его странствованиями, приходящую к Нему в разных трудных случаях, заботящуюся об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он, по-видимому, никогда не соглашался. Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.
Кратко еще упоминается о Деве Марии в книге Деяний Святых Апостолов, когда на Нее и на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.
Успение. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), явился Ей Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Деву Марию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”
Это обещание быть помощницей и заступницей христиан Она исполняет и по сей день, став нашей небесной Матерью. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью, именуя Ее “Заступница усердная рода христианского,” “Радость всех скорбящих,” “во успении Своем нас не оставляющая.” С древнейших времен, по примеру пророка Исаии и праведной Елизаветы, христиане Ее стали именовать Матерью Господа и Богородицею. Это название вытекает из того факта, что Она дала плоть Тому, Кто всегда был и будет истинным Богом.
Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания всем тем, которые стремятся угодить Богу. Она была первой, кто решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни. Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства, забывая слова Господа: “Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного,” добавив при этом: “Кто может вместить, да вместит!” (Мт. 19:1).2
Суммируя этот краткий обзор земной жизни Пресвятой Девы Марии, следует сказать, что Она, как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножья креста, по пророчеству праведного Симеона, “оружие прошло Ее душу,” проявила полное самообладание. Этим она обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему! Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.
Книга, включающая в себя не только рассказ о великом русском святом, адаптированный для детей от 5 лет. Здесь содержатся вопросы и по прочитанному, и интересные задания, связанные с историческими реалиями и бытом Руси в XIV веке.