Клирос

Клирос

IMG_3397

 

Земная музыка — лишь подражание небесной, а ее гармония — результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.

Святой Иоанн Златоуст

 

Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним (63 псалом)

Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)

Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться. Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и «бесчинных воплей», то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов. Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.

К счастью у клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее. Но в остальном, как сказал один певчий: «мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной». Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.

Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос — это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.

Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один «прекрасный» день на клиросе могут остаться два человека.

Но даже, если певчих много, важно, чтобы был комплект, чтобы присутствовали все голоса. А обычно певчий приходит и видит, что не хватает 1-ого или 2-ого голоса, надо быстро ориентироваться — кто есть, кого нет, то тенором споет, то басом. Если певчие не будут опаздывать на службу, а что еще лучше, будут приходить на 10-15 минут раньше, каждый будет заранее знать, каким голосом он поет, и какого голоса не хватает.

Это касается не только клириков, но и всех прихожан, потому что такое собирание — тоже есть важный момент самой службы. Обычно на первый возглас священника мы договариваем наши разговоры и разбегаемся по храму. А как было бы хорошо, чтобы в этот момент все стояли на своих привычных местах уже готовые к службе. Это ожидание в молчании, когда служба еще не началась, очень хорошо настраивает на ее духовное восприятие.

Пение на клиросе — это служение не нотам, но слову. Клирос произносит основную часть доступных народу служебных молитв, является как бы вторым голосом священника, поэтому слова любого песнопения должны быть понятными и узнаваемыми. Чем качественнее клирос будет их произносить, с сознанием присутствия Бога, с глубоким пониманием того, что он говорит, тем лучше настроение клироса и содержание молитв будет передаваться верующим, стоящим в храме. Слишком быстрый темп или нечеткое произнесение слов, заставляет напрягаться, вслушиваться, мешает молитве. Особенно это чувствуется, когда поют неизвестные тропари или другие песнопения, а также при чтении кафизм. Мы просим помнить, что придя на службу, мы никуда не торопимся, а готовы внимать медленному молитвенному пению и чтению.

Нашему храму повезло, наш клирос поет очень стройно, сдержанно и профессионально. Это заслуга не одного хора, но, прежде всего, регента, который им управляет. Певчие, могут совершенно по-разному петь одну и ту же службу при двух разных регентах. Один умеет настроить на теплое молитвенное настроение, передать ощущение близости Бога, а другой не может вложить это в певчих, не имеет дара раскрывать теплоту сердец, ту благодать, которую святые отцы вкладывали в свои тексты, потому что сам не имеет подобного опыта. А клирос — это показатель уже определенного духовного опыта. Клирос незримо, незаметно передает разные молитвенные состояния и настроения, которые сопутствуют разным церковным праздникам.

Опыт духовной жизни важен не только для регента, но и для певчих. Послушание на клиросе очень приятное, говорят, что человек, который попробовал петь, и у него получилось, уже никогда от этого не откажется. Тем более, это очень привлекательное место для людей, которые недавно пришли в храм. Одна наша певчая сказала, что осталась в храме только благодаря клиросу, именно он ее удержал.

Но может быть, понимая ответственность этого послушания и зная его искушения, не стоит торопиться попасть на клирос, если есть такое желание. Лучше сначала научиться молиться дома, стоять в храме, а потом через два-три года, маленькими шажками идти на клирос с благословения духовника. И только тогда, когда певчий сам молиться, он может помочь людям молиться в храме. Клирос — это очередная ступенька лестницы, показатель культуры молитвы, сопровождаемой пением.

Это не всегда получается, и ради этого трудного послушания певчие иногда жертвуют своей молитвой. По словам одного певчего: «особо о молитве не приходится думать, нам бы спеть хорошо. Да, эта проблема есть, когда человек проводит службу, грубо говоря, в роли певца. Редко получается спеть от сердца, может быть только иногда, какое-то любимое песнопение…»

А какое настроение может передать человек, который недавно пришел в храм и еще не научился молиться? Более того, человек, который был подвержен ярким переживаниям страстей, передает свои страсти через пение всему храму, переносит на молящихся, затмевая благодать, службу и слово Божие: все приходит во внутреннее расстройство, хотя внешне может казаться, что клирос очень стройно поет. Это очень важно и в равной степени относиться и к церковному чтению.

Мы благодарим наш клирос, и просим никогда не забывать, что мы стоим рядом с ними, мы молимся вместе с ним, и что клирос — это не собрание певчих, но собрание молящихся, которые совмещают с пением собственную молитву, и свое молитвенное настроение передают людям стоящим в храме.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *